Стоимостный объем рынка грузовых автоперевозок в России достигнет исторического максимума в 2019 году

Стоимостный объем российского рынка грузовых автоперевозок, несмотря на снижение грузопотоков, может достичь по итогам 2019 года рекордной в его истории отметки — 872,0 млрд руб.

Соответствующий прогноз приводится в исследовании «Рынок автомобильных грузоперевозок. Итоги 2018 и прогноз до 2023 года», проведенном компанией M.A. Research.

По данным аналитиков, достижение данного показателя будет означать рост отечественного рынка грузоперевозок на 5,5% (в денежном выражении) относительно 2018 года. В прошедшем году, согласно исследованию, стоимостный объем рынка составил 826,2 млрд руб. (+6,8%).

«Существенного замедления темпов роста рынка грузовых автоперевозок (до 3,4%) можно ожидать в 2020 году, что станет следствием ухудшения общеэкономической ситуации в стране и нарастания кризисных явлений», — прокомментировал представитель M.A. Research.

Примечательно, что приведенная оценка несколько расходится с расчетами аналитиков из BusinesStat, в исследовании которых прошлогодняя емкость рынка в денежном выражении оценена в 814,9 млрд руб. (+7,7%).

По мнению исследователей M.A. Research, в 2019 году на рынке автомобильных грузоперевозок сохранится положительная динамика, несмотря на отмечаемое падение объемов перевезенных грузов на фоне стагнации промышленного производства и строительства, а также сокращения реальных доходов населения.

«Рост стоимостного объема рынка по итогам года в пределах 5–6% будет обеспечен прежде всего за счет увеличения дальности автоперевозок при минимальном повышении средней доходной ставки. По данным Росстата, в I полугодии объем перевозок автотранспортом на коммерческой основе сократился более чем на 5%, при этом рост грузооборота превысил 10%», — отмечают аналитики.

Как следует из проведенного исследования, в 2018 году сегмент международных перевозок растет более динамично, чем внутренних, за счет наращивания объемов экспорта как на европейском направлении, так и в Китай, а также увеличения доли российских компаний в общем объеме перевозок грузов ВЭД.

При этом сохраняются риски, связанные с усилением протекционизма на глобальном уровне, препятствующего международному торговому обмену посредством санкций, административных барьеров, таможенных пошлин и пр. Действие этих факторов будет сдерживать рост сегмента международных грузоперевозок в прогнозный период (2019–2023 годы) и стимулировать перераспределение грузопотоков в пользу рынка внутренней логистики.

«В 2019–2023 годах ожидается рост стоимостного объема рынка автомобильных перевозок в среднем на 5,2% в год», — отмечается в исследовании.

При этом, по оценке M.A. Research, выручка в сегменте сборных грузов будет расти более высокими темпами, чем в целом рынок автомобильных перевозок, несмотря на то что темпы роста по сравнению с предыдущим пятилетием замедлятся до 7,3%.

По оценке M.A. Research, автомобильный транспорт сегодня обеспечивает более 90% стоимостного объема рынка сборных грузов. Наиболее высокие темпы роста в 2014–2018 годах (CAGR = 23%) отмечались в сегменте доставки посылок (внутренние и трансграничные отправления e-commerce, без «Почты России»). Доля посылок в сегменте LTL в 2018 году составила порядка 14%.

В дальнейшем, к концу 2023 года, объем сегмента сборных грузоперевозок может достичь 252,0 млрд руб., а его доля на рынке грузоперевозок коммерческим автотранспортом составит 23,6%. «При этом будут происходить существенные изменения в структуре предложения с усилением позиций транспортных компаний, специализирующихся в данной области», — отмечают аналитики.